Федеральным законом о Кадастре установлен порядок согласования границ вновь образуемых и уточняемых земельных участков. Согласно которому, границы смежных земельных участков подлежат обязательному согласованию. Смысл согласования заключается в установление границ на местности двух или более смежных участков.
Важно отметить, что результаты проведения согласования должны быть закреплены в виде Акта согласования границ, с обязательным приобщением указанного акта к межевому делу.
Лица, участвующие в согласовании границ могут владеть земельными участками на праве собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения и т.д.
Как того требует закон, споры неурегулированные в результате согласования границ участка, после подписания Акта разрешаются в соответствии с Земельным законодательством, а именно:
- путем признания права;
- возврата того положения, которое существовало до нарушения прав;
- оспаривание акта исполнительного органа;
- возмещение убытков.
Следует отметить, что в Законе о кадастре отсутствует информация, о каком либо конкретном способе защиты, которого следует придерживаться, заинтересованному лицу, в случае несогласования границ участка.
Несогласованные границы участка определяются как значительное нарушения, которое препятствует постановке такого участка на кадастровый учет.
Данный вывод следует из складывающийся судебной практики. Согласно которой, несогласование границ, в результате проведения межевых работи внесения сведений о таких границах в кадастр недвижимости, не является кадастровой ошибкой, поэтому не может быть устраненной в рамках административных процедур.
Согласно правовой позиции Министерства экономического развития, в случае нарушения процедуры согласования границ, а после внесены сведения в кадастр недвижимости, то указанное нарушение может быть устранено исключительно в судебном порядке.
При этом, по мнению Верховного суда РФ, не соблюдение формальных процедур, при недоказанности нарушения прав заявителей, не могут служить единственным основанием для признания незаконным акта.
Другими словами, не составление либо не правильное составления акта согласования границ земельного участка, в том числе составление указанного акта без непосредственного участия заявителя не может являться доказательством нарушения прав заявителя. То есть на заявителя будет возложена обязанность доказать, каким образом нарушены его права в результате неучастия в согласовании границ.
Важно подчеркнуть, что Законом предусмотрен случай, когда акт согласования границ может быть подписан не всеми пользователями смежных земельных участков. Так, если, заинтересованное лицо,извещенное в установленный срок, не выразив своего согласия посредством заверения подписью акта согласования границ земельного участка или не представив своих возражений, местоположение соответствующих границ земельных участков должно считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится предусмотренная законом запись.
После чего, к межевому делу приобщаются документы, подтверждающие добросовестное соблюдение установленного Законом порядка уведомления заинтересованного лица. И указанные документы будут приобщены к межевому плану.
Резюмируя изложенное, во избежание споров связанных с установлением границ земельных участков на местности, важно участвовать при подписании акта согласования границ. При этом выражать свое участие не только в виде подписи в Акте, но и предоставлением возражений в случае неверно установленных границ на местности относительно границ формируемого либо уточняемого земельного участка.
Читайте также: Споры о границах земельных участков
Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.
Звоните прямо сейчас! Проконсультируем и поможем!
Бирюкова Марина Станиславовна, специалист по правовым вопросам
Имеет высшее экономическое образование - окончила Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты по специальности бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности и юридическое образование – окончила Кисловодский институт экономики и права по специальности юриспруденция. Имеет опыт работы в административных органах, банковской сфере. Стаж работы более 20 лет.
Романова Ольга Борисовна. Управляющий партнер
Имеет высшее юридическое образование. Окончила Московскую Государственную Академию права в 1993 г. Стаж по специальности с 1989 года. Стаж адвокатской деятельности 20 лет.
Литвиненко Алексей Дмитриевич. Директор
Имеет высшее экономическое и юридическое образование.Окончил Кубанский Государственный Аграрный университет. Стаж работы с 2007 года. Начал работу в налоговом органе, где прошел путь от специалиста 1 разряда до главного налогового инспектора.