Правовая юридическая экспертиза договоров
Бесплатная консультация по субботам
Услуги юриста и адвоката онлайн

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица

Под ликвидацией юр. лица подразумевают прекращение его деятельности, без перехода обязанностей и прав к другим лицам. Этот процесс достаточно длительный и сложный. Во время процедуры необходимо строго следовать определенным правилам, так как их нарушение может привести к получению административных штрафов и т.д.

Причинами ликвидации могут быть:

  • потеря заинтересованности юр. лица к деятельности (в большинстве случаев, в комплексе с невозможностью реорганизовать, либо перепродать бизнес);
  • отсутствие экономической выгоды конкретного вида деятельности;
  • достижение поставленных целей, из-за которых создавалась организация;
  • окончание срока, на который был сформирован бизнес и т.д.

Добровольная ликвидация юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица выполняется согласно статье 61 ГК РФ. Хотя на начальном этапе процесс не отличается, в зависимости от вида юр. лица, на этапе принятия решения и его оформления, все же есть различия.

Список необходимых документов и перечень обязательных расходов на проведении процедуры ликвидации

1. Принятие решения

На протяжении 3 рабочих дней с момента фиксации окончательного решения о ликвидации юр. лица, следует подать соответствующее уведомление, согласно форме №Р15001 в регистрирующий орган (по месту регистрации). К нему нужно прикрепить и документ, подтверждающий решение о ликвидации. Это обусловлено необходимостью составления ликвидационной комиссии, а также подсчета промежуточного баланса. В случае если уведомление о ликвидации юридического лица будет отправлено через 3 дня, после даты регистрации решения, за задержку могут наложить админ. штраф, составляющий 5 тыс. рублей.

Осуществить доставку документов в налоговую инспекцию может как лично заявитель, так и его представитель, обязанности которого подтверждены доверенностью. Также возможна отправка документации по почте, либо через «Всемирную паутину».

Как только налоговая инспекция получает уведомление, она выдает соответствующую расписку. Созданная комиссия осуществляет публикацию о решении ликвидации юридического лица, порядке и периоде заявления требований контрагентами в еженедельнике «Вестник государственной регистрации».

Важно отметить, что после того, как будет внесена запись в ЕГРЮЛ, ликвидируемое юр. лицо не имеет права осуществлять гос. регистрацию каких-либо поправок в учредительной документации. Также этому юр. лицу запрещено быть учредителем других юр. лиц.

2. Подготовка пакета документов

В функции ликвидационной комиссии входит подготовка пакета документации, состоящего из:

  • формы №Р16001 – заявление о гос. регистрации, по причине ликвидации юр. лица. В данном случае, в качестве заявителя может выступать как руководитель комиссии, так и управляющий (выбранный на конкурсной основе);
  • утвержденный ликвидационный баланс;
  • чек, свидетельствующий об уплате гос. пошлины (800 рублей);
  • подтверждения того, что сведения представлены в Пенсионный фонд по месту регистрации юр. лица.

3. Представление документов

Подача пакета необходимых документов ликвидируемым юр. лицом может осуществляться следующими способами:

  • лично ликвидатором;
  • представителем, обязанности которого подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью;
  • по почте (обязательным условием является объявление ценности письма и его опись);
  • через сервис «Подача электронных документов на государственную регистрацию».

Вся документация должна быть отсканирована, а также заверена электронной подписью, либо нотариусом. При этом ключ электронной подписи в обязательном порядке должен быть действительным на период подписания документа и его отправления в налоговую инспекцию. Документы транспортируются в специальном контейнере (с описью вложения).

После того, как они будут приняты налоговым органом, он выдает расписку, удостоверяющую получение документации. Далее необходимо подождать, пока соответствующая запись будет внесена в ЕГРЮЛ.

4. Получение документов

По истечении 5 рабочих дней (то есть, на шестой) после подачи, заявитель, либо его представитель, может получить лист записи ЕГРЮЛ. Если же принято решение об отказе в гос. регистрации, выдается акт, в котором указаны причины данного постановления. Также его можно получить по почте.

Публикация извещения в СМИ

Поскольку во время процедуры ликвидации юридического лица необходимо урегулировать отношения с кредиторами, комиссия, занимающаяся ликвидацией, обязана сделать соответствующую публикацию в «Вестнике государственной регистрации», в котором сообщается о прекращении функционирования ООО. 1/3 часть данного еженедельника предназначена для публикации извещений юр. лиц.

В заявлении о ликвидации юридического лица нужно указать такую информацию:

  • наименование юр. лица;
  • ОГРН;
  • ИНН/КПП;
  • фактическое местонахождение юр. лица;
  • данные, о принятом ликвидационном постановлении (кем и когда оно принято);
  • информация о сроках и порядке заявления контрагентов, сведения о ликвидационной комиссии (телефон, месторасположение).

Представлять вышеописанную информацию должен непосредственно ликвидатор, то есть, главный управляющий ликвидационной комиссии.

Так как кредиторов может быть достаточно много, желательно дополнительно сообщить им о решении ликвидировать юр. лицо, путем отправки извещений.

После того, как данные о ликвидации будут опубликованы в еженедельнике, на протяжении 2 месяцев контрагенты имеют право предъявлять свои условия выплаты задолженности. В случаях, когда они обращаются после окончания двухмесячного периода после публикации, долг перед ними погашается за счет собственности, которая осталась после удовлетворения условий контрагентов, обратившихся ранее.

Деятельность ликвидационной комиссии

При этом для получения дебиторской задолженности, кредиторам не обязательно предъявлять требования. В этом случае, ликвидационная комиссия руководствуется лишь добросовестностью выполнения своих обязанностей. Во время работы, она определяет состав имущества юридического лица, путем проведения инвентаризации активов, а также акцентирует внимание на дебиторской задолженности.

После истечения двухмесячного периода после публикации извещения в еженедельнике, комиссия формирует промежуточный баланс. Согласно п. 2, статьи 63 ГК РФ, он должен включать такую информацию:

  • данные об имуществе юр. лица;
  • требования, которые предъявили кредиторы;
  • итоги их рассмотрения.

Во время этого этапа, часто назначается выездная налоговая проверка. Она может осуществляться за период, не превышающий 3 лет. Избежать таких проверок достаточно трудно. Налоговый орган старается максимально изучить деятельность юр. лица, так как после его ликвидации взыскать штрафы или налоги невозможно.

На протяжении проверки, осуществляется сверка счетов, что позволяет выявить излишки и недоплаты налогов.

После того, как промежуточный ликвидационный баланс юридического лица будет утвержден, комиссия приступает к удовлетворению требований кредиторов. Этот процесс осуществляется в порядке очереди.

В случае если погасить задолженность невозможно из-за отсутствия имущества, кредиторы могут в судебном порядке требовать признать юр. лицо банкротом. Если же кредиторы не возражают против того, что требования не будут удовлетворены, задолженность перед ними считается погашенной.

Одним из самых важных документов, которые необходимо представить налоговому органу для фиксации желания ликвидировать юр. лицо в ЕГРЮЛ, является ликвидационный баланс, утвержденный учредителями. К его составлению приступает ликвидационная комиссия сразу же после осуществления расчетов с кредиторами, проведения описи оставшегося имущества на балансе юр. лица.

Для составления ликвидационного баланса нужно «очистить» баланс от дебиторской и кредиторской задолженностей, а также имущества, чтобы налоговый орган также мог безболезненно ликвидировать юридическое лицо. Такое очищение должно произойти правильно и под присмотром налогового консультанта, имеющего соответствующий аттестат Платы налоговых консультантов РФ.

Проведение выездной налоговой проверки и выездной проверки

С 2017 года администрирование и проверка взносов ПФР осуществляет налоговый орган, а до 2017 года проверяет ПФР.
При этом в случае, если ликвидируемое лицо было создано и ликвидируется в один и тот же календарный год, расчеты проводятся лишь за данный период. Если же регистрация осуществлялась 1 января, а ликвидация проходит до конца года, то налоговая инспекция осуществляет расчеты лишь за период от даты регистрации до внесения соответствующей записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

Выездная проверка проводится вне зависимости от даты предыдущей проверки. Если юридическое лицо функционировало на протяжении длительного времени, расчеты проводятся за период, составляющий не более 3 календарных лет.

Налоговая инспекция может назначать как камеральную, так и выездную проверку. В первом случае, осуществляется выборочная проверка документации, во втором – проводится сплошная проверка, без ограничений. Если во время камеральной проверки инспектор считает необходимым детальнее изучить документацию более детально, назначается выездная проверка.

Длительность проверок зависит от многих факторов, поэтому может составлять как 2-3 месяца, так и 6. В ходе ликвидации активизируются камеральные проверки. Выездные проверки могут стать причиной затягивания сроков процесса ликвидации по причине доначисления налогов что, в свою очередь, может послужить причиной дальнейшего банкротства.

Именно поэтому большинство юридических лиц во время ликвидации пользуются услугами профессионалов, которые позволяют не только избежать выездных проверок, но и существенно сократить процедуру ликвидации.

Сверка с бюджетом

Проведение сверки расчетов может инициировать как налогоплательщик, так и налоговая инспекция. Эта процедура строго регламентируется приказом ФНС РФ №САЭ-3-01/444@ и осуществляется в таких случаях:

При вышеописанных обстоятельствах, налогоплательщикам высылают письменное извещение о дате проведения сверки. Налогоплательщик, в свою очередь, должен явиться в налоговый орган в указанный срок, в ином случае, акт сверки ему отсылают почтой (в 2 экземплярах).

Часто налоговый орган рекомендует сверить бюджет, по причине переплаты налогов. В случае если инициатором сверки с бюджетом является налогоплательщик, ему следует подать соответствующее обращение одним из удобных способов:

  • в налоговую инспекцию (2 образца);
  • отправить почтой (ценным письмом, описав вложение);
  • используя телекоммуникационные каналы связи ( документ должен быть заверен ЭЦП).

В заявлении следует указать наименование юр. лица, ИНН, фактический адрес и дату, на которую необходимо получить данные о проводимых налоговой инспекцией расчетах.

Формированием акта сверки занимается налоговый орган. После того, как процедура завершена, налогоплательщик может забрать акт самостоятельно, либо получить его по почте или телекоммуникационных каналах связи. Если юр. лицо после сверки бюджета со своими данными не обнаруживает расхождений, значит, данную процедуру можно считать завершенной. Бумажный вариант акта должны подписать как представитель ИФНС, так и налогоплательщик.

При наличии расхождений, необходимо найти их причины и указать в акте. Если они образовались по причине налогоплательщика, ему нужно представить документы, которые подтверждают информацию, указанную в его учете. Если же ошибка произошла в расчетах, проводившихся в налоговом органе, следует подать служебную записку. Исправить данные сотрудники налоговой инспекции обязаны на протяжении 5 рабочих дней.

При отсутствии ошибок, эта процедура занимает до 10 дней, если они все же обнаружились – до 15 дней.

При конечной стадии ликвидации зачастую случаются приостановки (на месяц), которые в дальнейшем могут перерасти в отказ. На протяжении этого периода необходимо максимально быстро урегулировать все возникшие вопросы с регистрирующим органом.

Ликвидация юридического лица в Краснодаре

При соблюдении всех требований, налоговая ликвидация юридического лица длиться не менее 3,5 месяцев. После того, как вся необходимая документация будет представлена налоговому органу, в ЕГРЮЛ вносится запись о снятии с государственной регистрации юр. лицо по причине его ликвидации. Ликвидатор получает соответствующий документ – Лист записи о государственной регистрации. Если запись о ликвидации юр. лица внесена в ЕГРЮЛ, отменить данное решение можно только в судебном порядке.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Проконсультируем и поможем!

+7 (861) 212-54-74, +7 (988) 247-17-57

 

Быстрый звонок:

Другие новости:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Удобнее в мобильном приложении
Бизнес Юрист

Удобнее в мобильном приложении
Бизнес Юрист