Правовая юридическая экспертиза договоров
Бесплатная консультация по субботам
Услуги юриста и адвоката онлайн

Правовые аспекты и санкции за самовольное подключение к электрическим сетям и вмешательство в работу электросчетчиков

Постоянное повышение тарифов на коммунальные услуги и желание сэкономить толкают потребителей на различного рода противоправные действия, которые выражаются в самовольном, несанкционированном  подключении к сетям электроснабжения и вмешательстве в работу приборов учета с целью уменьшить учитываемый объем электроэнергии и соответственно размер денежных сумм подлежащих уплате.

Правовые аспекты и санкции за самовольное подключение к электрическим сетям и вмешательство в работу электросчетчиковС другой стороны, огромный размер финансовых санкции за подобные действия провоцирует представителей энергоснабжающих организаций злоупотреблять применением мер ответственности за такие нарушения.

Как показывает практика,  потребители зачастую плохо осведомлены о  размере, и видах ответственности, которая может наступить вследствие выявления фактов несанкционированного потребления электроэнергии.

Для начала необходимо определится с понятием «потребитель», которое используется в законодательстве об электроснабжении.

Так, согласно  Постановлению  Правительства от 04.05.2012 N 442 (ред. от 13.08.2018) «О функционировании розничных рынков электрической энергии…» (далее — Постановление №442) потребителями являются лица, приобретающие  электроэнергию для бытовых и производственных нужд.

Следовательно, потребителями электроэнергии могут быть как граждане, использующие электроэнергию для бытовых нужд, так и юридические лица и предприниматели, использующие электроэнергию для производства и бытовых потребностей. Законодательство устанавливает более низкий размер ответственности для граждан, использующих электроэнергию для бытовых нужд, чем для организаций и предпринимателей.

Постановление №442 определяет несанкционированное подключение к электросетям и вмешательство в работу приборов учета приборов учета электроэнергии, как бездоговорное и безучетное потребление электроэнергии. Эти понятия применяются в отношении ответственности организаций и  предпринимателей.

Судебная практика.

Поскольку взыскание сумм за безучетное и бездоговорное потребление электроэнергии осуществляется на основании актов о неучтенном потреблении, то в судебных  спорах связанных  со  взысканием этих сумм с потребителей,  аргументом в пользу потребителя может стать факт оформления указанных актов с нарушениями требований законодательства.  Кроме того, представители сетевой или энергосбытовой организации при расчете стараются безосновательно увеличить период бездоговорного или безучетного потребления, что так же может стать аргументом в суде для снижения заявленных ко взысканию сумм.

Так в одном из судебных дел, рассматриваемых в Краснодарском крае,  судом был признан неверным расчет сетевой организацией объема неучтенного  потребления  из-за неправильного определения периода безучетного потребления. Причиной ошибки в расчете стала несоответствующая действительности дата последней контрольной проверки прибора учета.  В итоге, период безучетного потребления сократился с одного года до 8 дней, а сумма неучтенного потребления с 4 381 355 рублей до 98 173,69 рублей.

Судебная практика так же говорит о том, что  акт о  неучтенном  потреблении  должен  быть направлен на фиксацию установленного во время проверки факта нарушения порядка потребления электроэнергии, а потому должен  быть составлен непосредственно в момент проверки и в присутствии абонента  или  незаинтересованных лиц.  Но, если такой акт составлен, например, через несколько месяцев после проверки, без присутствия абонента или незаинтересованных лиц, то это лишает данный акт доказательственной силы,  поскольку во времени разделены события: проверка на объекте электрохозяйства и составление акта.

Кроме того, само по себе отсутствие пломбы на приборе учета не может расцениваться, как безусловное доказательство безучетного потребления, если не производилось никаких  мероприятий направленных на искажение показаний счетчика, прибор исправно функционирует, отсутствуют повреждения на нем.

Наличие повреждений на приборе не может считаться доказательством неучтенного потребления, если эти повреждения не повлекли  за собой неправильное функционирование прибора.  Например, наличие трещины на поверхности кожуха счетчика может не влиять на его показания.

Использование потребителем прибора с истекшим сроком поверки, так же не может быть принято судом как безусловное доказательство безучетного потребления, если при этом будут приведены доказательства исправной работы прибора. В частности, это можно сделать с помощью проведения независимого экспертного исследования.

Само по себе отсутствие договора на поставку электроэнергии в форме единого документа, подписанного сторонами, не может квалифицироваться как бездоговорное потребление при наличии сложившихся  фактических  договорных отношений между сторонами.

Потребителю так же не стоит  пренебрегать  и  другими способами защиты, такими как предоставление в суд независимого экспертного исследования, выводами которого опровергается  вмешательство работу счетчика.

Ответственность потребителей в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно Постановлению Правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление №354)  при выявлении факта несанкционированного подключения к сетям электроснабжения Исполнитель (управляющая компания, ТСЖ, кооператив) с привлечением ресурсно-снабжающей организацией  должен составить Акт о выявлении несанкционированного подключения. На основании составленного акта потребителю направляется уведомление с требованием устранить несанкционированное подключение и оплатить начисленный объем несанкционированного потребления электроэнергии.

Объем потребления при несанкционированном подключении рассчитывается по аналогии с правилами Постановления №442 для бездоговорного потребления  электроэнергии, с той лишь только разницей, что расчетный период не может превышать три месяца, не считая месяц в котором было выявлено  подключение. Кроме того, если невозможно определить мощность незаконно подключенного оборудования, то расчет объема происходит по нормативу потребления с применением повышающего коэффициента «десять». Нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе и электроэнергии,  устанавливаются региональными энергетическими комиссиями.

Помимо этого, факт обнаружения несанкционированного подключения  может послужить причиной  ограничения или приостановления электроснабжения без какого-либо предварительного уведомления.

Таким образом, ответственность за несанкционированное подключение для потребителей, проживающих в квартирах и жилых домах существенно ниже. Однако, потребителям в нежилых помещениях жилых домов стоить иметь ввиду, что к ним применяются способы расчета неучтенного объема, установленные Постановлением №442 для бездоговорного потребления, то есть расчетные период ограничивается одним годом.

Согласно Постановлению № 354 несанкционированное вмешательство в работу прибора учета имеет место, когда нарушены или повреждены пломбы, нарушена целостность прибора или имеются повреждения на нем. При выявлении данного факта так же составляется акт. В этом случае расчет обьема неучтенного потребления производится по нормативу потребления с повышающим коэффициентом «десять» за период с момента опломбирования прибора до момента выявления факта вмешательства, однако не более чем за три месяца, не считая месяц в котором было выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Взыскание сумм с потребителей в нежилых помещениях осуществляется ресурсно-снабжающей организацией.

Учитывая, что нормы Постановления №354 содержат требования к форме и содержанию вышеупомянутых актов, то тактика судебной защиты интересов потребителей в многоквартирных  домах и жилых домах, так же связана с выявлением недостатков указанных документов и лишения их доказательственной силы.   Вместе с тем, перечень требований предъявляемых к актам согласно Постановлению № 354 меньше, чем в соответствии с  Постановлением №442, что несколько усложняет задачу.

Административная ответственность.

Кроме ответственности в виде начисления объема неучтенного потребления, за несанкционированное подключение к электросетям  и вмешательство в работу приборов учета, установлена еще и административная ответственность в виде штрафа  для граждан в размере от 10 до 15 тысяч рублей, а для организаций — от 100 до 200 тысяч рублей.

Автор: Шляхов Никита

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Проконсультируем и поможем!

+7 (861) 212-54-74, +7 (988) 247-17-57

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Удобнее в мобильном приложении
Бизнес Юрист

Удобнее в мобильном приложении
Бизнес Юрист