Споры о кадастровой стоимости земельных участков имеют в своём истоке финансовую подоплёку. Как квартирный вопрос в своё время испортил москвичей, так и кадастровый вопрос портит отношения между администрацией и бизнесом.
Суть вопроса в том, что в соответствии собновлённым действующим законодательством об утверждении кадастровой стоимости земли, в частности,по Закону об оценочной деятельности, госорганы могут производить государственную кадастровую оценку земли хоть ежегодно. Ранее такая возможность была предоставлена администрациям один раз в три года. Споры между предпринимателями и органами исполнительной власти, устанавливающими кадастровую стоимость земельного участка вместо его рыночной стоимости, вспыхивают с достаточной частотой.
Кадастровая и рыночная стоимость земельного участка отличаются друг от друга тем, что кадастровая стоимость определяется в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 года № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости» и определяется она методом массовой оценки. Т.е. группируются объекты со схожими характеристиками и не учитываются индивидуальные характеристики конкретного участка. Цена устанавливается исходя из информации о рынке и образующих его ценах на участки подобного типа.
Рыночная стоимость земельного участка представляет собой наиболее вероятную цену, за которую именно этот индивидуальный участок может быть реализован в рамках присутствующей на рынке здоровой конкуренции.
В соответствии с постановлением Правительства № 582 от 16 июля 2009 г.,определяющей взимание арендной платы за аренду земельных участков, размер арендной платы устанавливается в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Иными словами, чем больше стоимость, тем больше наполнение бюджета муниципального образования. Как следствие, госорган заинтересован в установлении кадастровой стоимости в большем размере.
Завышенная кадастровая стоимость установленная государством не находит понимания у предпринимателей. Они хотят платить меньше, да иЗемельный Кодекс России предполагаетв своей 66-й статье, что при определении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной.
Такой подход, соответственно, не находит понимания у, несущих ответственность за наполнение бюджета, городских властей. Законодатель в таком случае предлагает сторонам найти компромисс в судебном порядке.
По существующему законодательству, заинтересованное в установлении рыночной стоимости лиц обращается к независимому оценщику и получает его отчёт, из которого должно следовать обоснование рыночной стоимости участка, причём на туже дату, на которую была установленная и кадастровая стоимость.
Снижение кадастровой стоимости можно проводить как в судебном, так и во внесудебном порядке обратившись с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которая создаётся при Росреестре.
Вкомиссию представляется заявление с указанием причин обосновывающих те обстоятельства, по которым указанная кадастровая стоимость установлена неверно.
К заявлению также прилагаются: справкао кадастровой стоимости, нотариально заверенная копия документа удостоверяющего или устанавливающего Ваше право на недвижимость. Ещё необходимо представить документы, использованные при определении кадастровой стоимости участка и, возможно, подтверждающие недостоверность сведений об объекте (их можно запросить в органе кадастрового учёта), т.е. это будут те сведения, на основании которых была установлена завышенная, по Вашему мнению, цена.
Корректировка кадастровой стоимости также должна быть обоснована отчетом о рыночной оценке стоимости земельного участка, составленный независимым оценщиком и положительнымэкспертным заключениемна представляемый отчёт от саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является этот оценщик.
В течение месяца Комиссия должна либо удовлетворить Ваши требования, либо отказать в удовлетворении.
Если сломить сопротивление стражей бюджета не удалось, то необходимо оспаривать решение комиссии в судебном порядке.
Консультация юриста по земельным вопросам окажет неоценимую помощь и позволит правильно подготовить правовую позицию и составить исковое заявление, поскольку Вам придётся добиваться в суде не только признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, проведенной кадастровым центром по заказу и под контролем государственного органа, но также признавать недействительным соответствующий пункт составленного акта в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельного показателя его кадастровой стоимости.
Также, возможно,будет необходимо заявить требования о:
- признаниинезаконными действий органов кадастра, сформировавших недостоверные сведения о кадастровой стоимости;
- признании недействительным решения комиссии об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, оформленного таким-то документом от такого-то числа.
Кроме того, Вам придётся просить суд обязать кадастровую палату исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Установление рыночной стоимости земельного участка при непосредственном обращение в суд, минуя рассмотрение вопроса в комиссии, законодательно возможно, но получение положительного результата зависит от многих, порою не зависящих друг от друга, обстоятельств. На сегодняшний день судебная практика складывается так, что досудебный порядок хоть и не является обязательным, но, по сути, является таковым.
В заключение хотелось бы отметить такой момент, как стоимость отчёта независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка. Прежде чем вступать в судебные и досудебные препирательстванеобходимоздраво определитьразмер полученной в результате выигрыша выгоды.
Читайте также: Земельные споры
Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.
Звоните прямо сейчас! Проконсультируем и поможем!
Бирюкова Марина Станиславовна, специалист по правовым вопросам
Имеет высшее экономическое образование - окончила Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты по специальности бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности и юридическое образование – окончила Кисловодский институт экономики и права по специальности юриспруденция. Имеет опыт работы в административных органах, банковской сфере. Стаж работы более 20 лет.
Романова Ольга Борисовна. Управляющий партнер
Имеет высшее юридическое образование. Окончила Московскую Государственную Академию права в 1993 г. Стаж по специальности с 1989 года. Стаж адвокатской деятельности 20 лет.
Литвиненко Алексей Дмитриевич. Директор
Имеет высшее экономическое и юридическое образование.Окончил Кубанский Государственный Аграрный университет. Стаж работы с 2007 года. Начал работу в налоговом органе, где прошел путь от специалиста 1 разряда до главного налогового инспектора.